buzz
Поход в Ловозёрские тундры. Часть 2
29th-Aug-2014 11:12 pm
День второй. Щучий ручей

2 день

Всю ночь по палатке барабанил упрямый дождь, а около головы постоянно шуршала палатка. Поговаривают, в ловозёрских тундрах есть не только НЛО, но и йети - наверно, их рук дело.

В плане погоды утром ситуация поменялась не сильно. Похолодало, дождь сменился на застенчивую морось, а вокруг озера Польги, точно полог, навис плотный туман, закрывший верхушку Кемесьпахнчора на противоположном берегу и всё, что только можно, со стороны южного берега, куда нам и предстояло устремить наши стопы во второй походный день. Дождик хоть и крапал весьма неуверенно, всё же смутил нашу утреннюю решимость двинуться в путь сразу после завтрака. Несмотря на подъем в 06.30, мы тронулись лишь в 10, решив, что далее промедление уже ни к чему.

Маршрут, как сказал Григорий, намечался самый убойный и это настораживало. Пройти предстояло еще больше, чем вчера, но ключевая сложность заключалась в наборе порядочной высоты – 450 м. В идеале наша ночёвка должна бы быть на Сейдозере, а у меня после первого дня порядком поник боевой дух. Страшно ныли плечи, немного подстёрлись ноги, от нагрузки на поясницу при каждом шаге неприятно отдавало в левую ногу, тело ватное, а тут еще и туманы с дождями. Однако деваться с корабля уже некуда. Вышли.

Снова лес, на этот раз существенно гуще и мокрее, чем в первый день, снова небольшой бродик через энергичную речку с ботинками на шее, а дальше попёрли сугубо вверх к отрогу Кувторданюну. Троп практически не встречалось, чесали по курумникам, покрытых густым ягелем. По мере набора высоты деревьев становилось все меньше, склон становился более пологим, и вот через некоторое время мы оказались на отроге – в самой натуральной тундре, простирающуюся во все стороны горизонта. На севере за спиной осталась Польга, а южный горизонт стал нашей целью, причём отнюдь не конечной. Горизонт сулил лишь перевал, набирать высоту предстояло плавно, но непрерывно. Уже на этом этапе я порядком устал. Остановки становились всё чаще, но с каждым новым стартом Григорий, как ракета, убегал вперед. Смотришь вперед – идет себе вроде человек и идет, плавно, стабильно, а ты пыхтишь, как паровоз, а толку никакого. Зарисовка «Ахиллес и Черепаха». Конечно, Гриша ждал меня на каждой остановке, не выказывая ни словом, ни взглядом малейшего недовольства, но психологически недосягаемость его темпа действовала на меня чрезвычайно угнетающе.

Когда мы добрались до перевала, я буквально валился с ног. Ноги не шли, а плелись, дыхание сбивалось к чертям все быстрее, а на каждой новой остановке свистящая отдышка хреначила так, что некоторое время я не мог вымолвить даже слова. Я беззастенчиво бросал рюкзак и валился на землю. Достигнув перевала, мне стало стократно легче – больше никакого набора высоты! Пейзаж поменялся тоже. Курумник стал обнаженным и невероятно крупным – он простирался вокруг во все стороны света, упираясь в беспросветный туман, сливающийся с небесной хмарью. Ветра, на странность, не было абсолютно, стояла совершенно невозможная тишина, нарушаемая лишь звуком собственного дыхания и стуком шагов. Казалось, что я попал на другую планету. Атмосфера стояла непередаваемая: сдавливающая, мрачная, безнадежная, как сама смерть, но до того сильная, что это место навсегда отпечаталось в моей памяти.

Григорий объявил, что если мы найдем воду, то спускаться до Сейдозера сегодня уже не будем. Сказать, что я обрадовался этой новости – ничего не сказать. Мы начали спускаться сквозь туман и почти сразу набрели на пресимпатичное ущелье между горами Куамдеспахк («Бубен шамана») и Куйвчорр («Гора Духа») с огромным ручьем, берущим начало с вершины ледника и уходящим вниз к Щучьему озеру, что проглядывалось с нашей высотной точки. Иногда Щучий ручей (так назвал его сам Григорий) нырял под огромные растрескавшиеся снежники стометровой длины с диковинными грязно-розовыми трещинами, под ногами стелился густой ягель, напоминающий натёртый сыр, а небрежно разбросанные по склону зверобой и иван-чай разбавляли бледный ковёр желто-сиреневыми тонами.

Впереди виднелся и небольшой кусочек могучего Сейдозера, налитого из-за пасмурной погоды синеватым холодным свинцом, точно оно замёрзло. На его дальнем южном берегу размытые горы по-прежнему покрывал туман, накинутый на самые их верхушки капюшоном цвета слоновой кости.

Мы разбили палатку в 15 часов. Григорий дивился, что на смену пасмурной погоде второй день подряд не приходит солнце, а я не мог нарадоваться, что все сложности дня позади. Мне не верилось, что идёт только второй день. Для второго дня слишком много впечатлений. После обеда мы прогулялись вдоль ручья, заглянули в насмерть развалившуюся домушку, где уже давно не бывало человека, стоящую неподалёку от нашего лагеря. Упоительно закурив у ручья, я сказал Григорию, что сегодня я, наконец-то, почувствовал, что действительно оторван от цивилизации и людей. Гриша кивнул в ответ и сделал новую затяжку.

11 августа 2014 года

30th-Aug-2014 09:52 am (UTC)
Завидовала вам бешенно! Обожаю Ловозёры.
А что трудно, Миш, так в первый раз же! Это нормально! :)
30th-Aug-2014 01:42 pm (UTC)
Нормально-нормально, я морально был к этому готов. :)
This page was loaded Jun 18th 2019, 8:54 am GMT.